ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
(ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ
Психологическое (эмоциональное) насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
Это преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребёнка к родителю или взрослому, за уважение ребёнка к самому себе и к своим потребностям, необходимым для установления нормальных социальных взаимоотношений.
К формам психологического насилия относят:
1. Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:
- враждебное отношение к ребёнку, умаление ценности его личности, унижение, оскорбление, в том числе публичное;
- высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.);
- превращение ребёнка в изгоя, постоянная критика в его адрес, частые наказания, принуждение его выполнять большую часть работы по дому, отказ в поощрении.
2. Терроризирование – угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребёнка в непредсказуемые обстоятельства или ситуацию хаоса;
- оставление ребёнка без присмотра в опасной ситуации;
- нереалистичные ожидания по отношению к ребёнку, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания, нанесения вреда или возникновения опасности, если он не решит эти задачи;
- угроза совершения насилия или насилие в отношении ребенка, в отношении близких ему людей, в отношении тех, кого ребёнок любит (например, домашних животных), любимых им предметов.
3. Изоляция – последовательные действия, направленные на введение необоснованных ограничений на социальные контакты ребёнка, лишение его возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его.
4. Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:
- нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;
- взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;
- отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.
5. Эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.
6. Отказ в эмоциональной близости – игнорирование попыток ребёнка наладить отношения и его потребности в общении, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребёнку.
7. Ограничение свободы передвижения – применение наказаний в виде запирания ребёнка в стенном шкафу или подвале, особенно на продолжительное время.
8. Отказ в удовлетворении потребностей – использование отказа в убежище и запрета спать в качестве наказания.
Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Однако его последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:
- беспокойство или тревожность;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость;
- суицидальные угрозы или попытки;
- неумение контактировать с другими людьми;
- малое число друзей или их отсутствие;
- проблемы с учёбой;
- низкая самооценка.
Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран.
Индикаторы психологического насилия
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребёнка на то, что ему плохо); замедление физического, психического и общего развития ребёнка.
К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания, фрустрации; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего психологическое насилие по отношению к детям, можно отнести предъявление ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребёнку, суровые наказания; чрезвычайно критичное отношение к ребёнку, постоянные его обвинения; проявления злости и запугивание ребёнка.
Педагоги и учащиеся должны знать, что Уголовный кодекс Республики Беларусь устанавливает наказание за такие виды насилия, как принуждение человека к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершённое под угрозой применения насилия к нему или его близким; угроза убийства, причинения тяжких телесных повреждений либо уничтожения имущества; оскорбление (выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности потерпевшего, имеющая обобщённый характер, и унижение его чести и достоинства), а также шлепки, толчки, пинки, встряхивание, пощёчины, нежелательные прикосновения, бросание в человека различных предметов и любое намеренное нанесение телесного повреждения.