Тема неделм "Экономика. Бережливость. Семейный бюджет."
Тема недели: «Экономика. Бережливость. Семейный бюджет»
Для лучшего усвоения материала побеседуйте со своим ребенком:
Дайте понять, что разных профессий в мире много. Работая, человек трудится, иногда это бывает тяжёлый труд – физический, а бывает – умственный. Работать надо, чтобы обеспечивать себя и семью всем необходимы
Расскажите о том, что в результате труда (работы) получается продукт:
Расскажите, какой продукт производите вы на своей работе, люди других профессий. Познакомьте, что в результате труда, не всегда получается продукт в виде какого – то предмета. Бывает ещё продукт в виде действия – услуга. Но она (услуга) полезная, нужная и доставляет радость.
Расскажите о том, что за труд люди получают зарплату:
Ваш труд на работе вознаграждается, он полезный и нужный. Награда – это зарплата в виде денег, которые необходимы для существования. Человек продолжает работать, так как получает зарплату, которая нужна, чтобы обеспечивать себя и свою семью.
Познакомьте с понятием «доход семьи»:
Разберите с ребёнком, что такое доход – это деньги, которые получили для семьи все её члены. Уточните, кто из членов семьи может получать деньги. Доход – это зарплата, пенсия, стипендия, премия. Из общего дохода деньги идут на расходы всей семьи.
Приучайте детей трудиться:
Объясните, что дети тоже могут приносить доход в семью, например, помогать родителям по дому (помыть пол, протереть пыль, полить цветы). Но прежде всего – это наведения порядка в своём уголке, игрушках и одежде. Посещение детского сада – это тоже помощь родителям.
Расскажите, какие расходы есть у всей семьи и у каждого члена семьи в отдельности. Очень хорошо, если ребёнок научится разбираться в разумных и бесполезных потребностях – «что хочется и что надо».
Учите ценить ту или иную вещь, ведь над ней трудились другие люди. А родители потратили на её покупку заработанные, может даже тяжёлым трудом деньги, хотя могли потратить их на более важный предмет. Открыто говорите о том, что вы не сможете часто заменять сломанные игрушки или порванную одежду. Покажите ребёнку в магазине сколько стоит вещь (продукт, предмет). Расскажите о цене и ценниках. Не скрывайте того, если этот предмет дорогой для вашей семьи.
Доверяйте ребёнку сведения о материальном положении своей семьи:
Не стесняйтесь рассказать о материальном положении семьи, о том, какие бывают затруднения, какие бывают приятные моменты. Делитесь с ребёнком своими переживаниями, если не хватает на что – то денег. Договаривайтесь об отсрочке той или иной покупки. Эти знания помогут ребёнку предъявлять к вам разумные требования и сопереживать.
Если появился непредвиденный доход, лучше потратьте его на культурное мероприятие, желательно для всей семьи – это сплачивает. Или предложите ребёнку накопить, например, на поездку на море. Это научит его экономить, беречь и копить, а не потратить на бесполезную, минутную слабость. Этим вы поспособствуете формированию умения ограничивать себя.
Учите бережливости:
Покажите, как можно дать вещи, предмету или продукту вторую жизнь (сухой хлеб – сухари, обветренный сыр – пицца, старое платье – новая юбка и т.д). Сломанные игрушки, порванные книги – тоже можно починить. Делайте это вместе с ребёнком.
Знакомьте с супермаркетами:
В возрасте 5 лет берите ребёнка с собой в магазины, рассказывайте, какие они бывают. Совершите экскурсию по супермаркету, объясните, в каких отделах и что можно купить, как можно найти тот или иной отдел.
Знакомьте с деньгами:
Рассмотрите, какие бывают деньги. Расскажите, чем они отличаются. Объясните их стоимость, что можно купить на них. Оплачивайте покупки вместе с ребёнком, показывая, как производится расчёт, сдача. Дома можно решить задачи и примеры сначала с цифрами в пределах десятка, а потом и с настоящими деньгами. В 6 лет можно поручить ребёнку сначала при вас осуществить простую покупку, а потом и самостоятельно что – то купить в магазине рядом с домом. Учите проверять сдачу, не отходя от кассы.
Читайте и разбирайте художественные произведения:
Многие сказки, рассказы – кладезь экономического воспитания, нужно только вчитаться и найти такие примеры и разобрать их вместе с ребёнком.
Играйте и обсуждайте жизненные ситуации:
Можно обыгрывать дома ситуации, связанные с покупками, накоплением денег. Прекрасные настольные игры: «Семейный бюджет», «Я – покупатель», «Конфетки и монетки», «За покупками». Можно познакомить с банком, как местом хранения и накопления денег, и его основными операциями (взять деньги на хранение и отдать). В реальном мире на каждом шагу встречаются различные ситуации, которые могут научить ответственности, бережливости, научить понимать цену денег. Обсуждайте эти ситуации, советуйтесь с ребёнком, как поступить.
Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.
Внушайте ребёнку, что ничто не даётся даром: надо потрудиться, чтобы заработать деньги.
Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий.
Желаю успехов!